Menu
Виталий Крылов

Эксперимент не удался: ТОП-5 «загубленных» концептов ВАЗ

Современные «Лады» могли быть совершенно другими, если бы этим проектам дали зелёный свет.

Каждому, кто хоть немного разбирается в советском автопроме, известно, что ВАЗ-2101 стал первой серийной моделью Волжского автомобильного завода. Однако немногие знают, что у «Копейки» был предшественник, разработка которого началась ещё в 1968 году. Компактный автомобиль получил название ВАЗ-Э1101, где «Э» означает «экспериментальный».
Любопытно, что в отличие от ВАЗ-2101 эта машина была переднеприводной, то есть с самого начала Волжский автозавод мог пойти по принципиально другому пути. Для ВАЗ-Э1101 разработали 4-цилиндровый двигатель, который при объёме в 0,9 л выдавал 50 лошадиных сил. Хотя «эксперимент» не удался, многие наработки «вазовцы» в последствии применили в «Ниве» и ВАЗ-2108.

ВАЗ-Э2121 стал следующим автомобилем, попавшим в ТОП-5 «загубленных» концептов ВАЗ. Как можно догадаться из названия, этот прототип был предвестником «Нивы», хотя и совсем не походил на неё внешне.
Внедорожник напоминал уменьшенную версию «УАЗика» и создавался для колхозов и сёл. Главными особенностями этого авто были адаптивная подвеска и постоянный дифференциальный полный привод, чего ранее советские конструкторы никогда не делали.

Ещё один заслуживающий внимания концепт, который так и не запустили в серию, представляет собой рестайлинговый ВАЗ-2103. Причём за модернизацию автомобиля взялась компания Porsche. Немцы убрали хромированные молдинги и стальные бампера, что помогло сделать машину безопаснее и тише на ходу. В салоне установили новый руль, обод которого больше не перекрывал показания приборов, а переднюю панель переделали таким образом, чтобы все регулировки были под рукой.
ВАЗ-2103 получил кузов с улучшенной устойчивостью к коррозии и двигатель, который соответствовал европейским эконормам того времени. Однако виденье Porsche в партии посчитали слишком смелым, поэтому проект так и остался нереализованным.

К необычному концепту ВАЗ-1801 «Пони» тоже приложили руку иностранцы. Этот автомобиль получил 25-киловаттную электрическую установку, которая получилась настолько тяжелой, что ради снижения массы машины пришлось жертвовать кузовом. Так и получился четырёхместный «пляжный» автомобиль. «Пони» планировали выпустить к Олимпиаде-80, но не успели. К тому же в те времена электрокары были слишком дорогими и сложными в производстве.

Замыкает рейтинг внедорожник ВАЗ-Э2122, известный под прозвищем «Река». Плавающий автомобиль изначально создавался для армейских нужд, но позже его стали называть машиной для рыболовов и охотников. «Река» хоть и была гораздо больше «Нивы», зато весила в полтора раза меньше, чем УАЗ-469.
Прототип обладал впечатляющей проходимостью, а широкие шины позволяли ему без труда грести в воде. Слабым местом модели была позаимствованная у «Нивы» трансмиссия, которая не выдерживала нагрузок амфибии.
ВАЗ не оставлял попыток улучшить этот автомобиль вплоть до появления версии 600, полностью готовой к серийному производству. Однако завершающая стадия проекта пришлась на неудачное время — перестройку, — поэтому внедорожник так и не встал на конвейер.