Menu

Хотел быть «Икарусом», но быстро ржавел: Почему ЛАЗ-4202 не прижился в СССР

Несмотря на пару удачных конструкторских решений, автобус львовского производства не был достаточно хорош.

Фото: ЛАЗ-4202, источник: Busphoto

ЛАЗ-4202 — автобус, который создавался как замена ряду устаревающих моделей. «ЛАЗик» получилась недостаточно удачным, чтобы заменить собой другие, однако в 1978 году все-таки стартовало его производство. Блогер с YouTube-канала «Иван Зенкевич PRO автомобили» рассказал, почему автобус не сумел добиться славы того же «Икаруса».

Фото: ЛАЗ-42021, источник: DRIVE2

ДИЗАЙН

Внешний вид советских автобусов проектировался по стандарту — одну спецификацию ЛАЗ-4202 едва можно было отличить от другой, а было их несколько: междугородный ЛАЗ-42021, туристический ЛАЗ-5255 и городские автобусы ЛИАЗ-5256. В конце концов, распространение получила как раз последняя версия.

СИЛОВЫЕ АГРЕГАТЫ

Пожалуй, самое диковинное в ЛАЗ — дизельный двигатель, которых шоферы на автобусах не видели уже тридцать лет. 4202 оснащали 10-литровым силовым агрегатом мощностью в 180 л. с. Изначально мотор комплектовался гидротрансформаторной трансмиссией, однако водители с ней не справлялись, тогда как сама коробка не «вывозила» большой крутящий момент, поэтому её заменили на КПП «УРАЛа». Также примечательно, что «механику» с двигателем установили не спереди, а сзади, из-за чего шум в салоне становился проблемой не водителя, а пассажиров. Впрочем, у автобуса все равно хорошая звукоизоляция, что отмечали в качестве одного из немногих плюсов модели.

 Фото: ЛАЗ-5255, источник: «Автоцентр»

ХОДОВАЯ

Разрабатывая ЛАЗ-4202, одной из целей, поставленных инженерам, была унификация модели с другими советскими автобусами. Задний мост ставился на множество машин СССР и стран Варшавского договора. Передний же мост взят от ЛИАЗ-677. С него же перекочевали ось, тормоза и рулевая трапеция. Подвеска оснащена пневмобаллоном на 7,5 литра, который ставил автобус в одно из трех положений, делая его проходимее, чем большинство современников.

ИНТЕРЬЕР

Салон автобуса оставляет двоякие чувства. Еще в советские годы его называли «Хочу быть Икарусом», ведь он старался делать все, что делал венгерский автобус, но получалось хуже. При этом, отбросив сравнения, это далеко не самый некомфортный автобус тех лет. Мягкая, валкая подвеска, сидения из кожзама и уже упомянутая выше «шумка».

НАДЁЖНОСТЬ

Пожалуй, главной причиной непопулярности ЛАЗ стал слабый уровень его сборки. Автобусы из первой партии разваливались за три года. Описать это можно так: хотел быть «Икарусом», но быстро ржавел и ломался, потому и не прижился в странах Союза.

Фото: ЛИАЗ-5256, источник: Wroom

За 21 год производства с конвейера Львовского завода сошло 7 500 автобусов. Со временем, из-за постоянного списывания поломанных машин, «живых» экземпляров осталось мало. Вопреки предубеждениям, не все, что сделано в СССР, получалось надежным, а ЛАЗ-4202 показал, что иной раз выходили и вовсе автомобили не лучшего качества.