Две стороны медали.
Фото: Toyota Land Cruiser 200, источник: Toyota
Чип-тюнинг – это способ улучшить технические характеристики мотора с помощью изменения его программы управления. Если простым языком – это замена прошивки двигателя, такая же, как делается на смартфоне, чтобы расширить его функционал.
Toyota Land Cruiser 200 – популярный в России внедорожник, поэтому не удивительно, что многие решаются на чип-тюнинг «японца». Сегодня поговорим о прошивке мотора «Крузака»: какой от этого прок и чем это может быть чревато.
Однозначного ответа на вопрос, безопасен ли чип-тюнинг, нет. Все комплектующие двигателя и навесного оборудования рассчитаны на определённую мощность, момент и обороты. Раз уж производитель предусмотрел такие технические характеристики, значит и вся электроника под них подстроена. Соответственно, любые изменения в ЭБУ могут повлечь за собой ряд нежелательных последствий. С обратной стороны медали, у Toyota Land Cruiser 200 огромный запас прочности и этим можно воспользоваться.
Фото: Toyota Land Cruiser 200, источник: Toyota
Чип-тюнинг двигателя
Для примера расскажем о прошивке «Крузака» с 4,5-литровым дизельным мотором отдачей 249 л.с. Для России этот движок был дефорсирован, чтобы подстроиться под налог, однако на европейском рынке мощность 1VD-FTV составляет 286 «лошадок». Многие хотят избавиться от паузы при нажатии на педаль газа и ускорить разгон. Напомним, что стоковый Land Cruiser 200 набирает 100 км в час за 11-12 секунд.
Чип-тюнинг двигателя «Крузака» позволяет снять все искусственные ограничения и нарастить мощность на 38% или до 350 л.с. Как это делается? Сначала проводят компьютерную диагностику мотора и систем при помощи специального сканера. Далее специалисты через штатный разъём OBDII выполняют перепрошивку ЭБУ, в которой предусмотрены оптимизированные настройки топливной системы, давления наддува турбин, момент и время подачи топлива, а также настройки электронной педали газа.
В итоге крутящий момент Toyota Land Cruiser 200 вырастает на 30%, с 650 до 845 Нм. Время разгона до «сотни» снижается на 2-3 секунды, но самое главное – внедорожник активнее стартует, а «турбо-яма» с паузой при нажатии на педаль газа исчезает.
Чип-тюнинг трансмиссии
Прошивка АКПП позволяет оптимизировать алгоритм переключения передач. Во время интенсивного разгона следующая скорость стартует при оборотах, на которых мотор развивает максимальный крутящий момент. «Ленд Крузер» разгоняется стремительнее и динамичнее, а само переключение передач происходит более плавно и быстро.
Фото: Toyota Land Cruiser 200, источник: Toyota
Отключение клапана ЕГР и удаление сажи
ЕГР или система рециркуляции отработанных газов – это клапан, который соединяет пространства впускного и выпускного коллекторов. Его главная задача – уберечь экологию планеты от загрязнения выхлопными газами.
Клапан ЕГР подаёт в мотор выхлопные газы для повторного дожига сажи и тем самым загрязняет ею впускную систему. У EGR ограниченный ресурс – 100-150 тысяч км пробега. Затем сам клапан начинает подклинивать, а двигатель – терять мощность и «дымиться».
Специалисты по чип-тюнингу проводят очистку от сажи вручную, а также с помощью профессиональной химии. Итог – мотор становится мощнее и динамичнее.
Гарантия
Крупные тюнинг-ателье обещают сохранение заводской гарантии на автомобиль после проведения доработок. Однако нужно учесть, чтобы не лишиться гарантии, стоит перепрошивать «Крузак» в специализированных центрах, а не в гараже «у дяди Васи». Ковыряние в ЭБУ самому – не лучшая идея, как и доверить роскошный внедорожник «не тем людям».
Последствия
Очевидно, что даже при соблюдении правил корректного чип-тюнинга, ресурс ДВС будет сокращён. Прежде всего происходит механический износ нагруженных элементов двигателя и пар трения – поршневого кольца и стенки цилиндров, шатунных и коренных вкладышей в местах соединения с шатунами и коленвалом и т.д. В любом случае, чипуя «Крузак», автомобилист должен помнить, что, «выжимая» из двигателя максимум, он тем самым медленно его гробит.
Фото: Toyota Land Cruiser 200, источник: Toyota
Владельцы Toyota Land Cruiser 200, кому не хватает мощности при разгоне, могут использовать шанс улучшить характеристики автомобиля, но нужно помнить – что бы мы ни делали, половина ответственности всегда лежит на нас. Поэтому раз уж автомобилист готов пойти на риск и прошить мотор своей «ласточки», то нужно быть готовым к неожиданным неприятным последствиям.